Парад прототипов-2001
Летом у отечественной «грузовой» промышленности почти нет новостей. Причина тому — главное событие года, августовский автосалон в Москве, в преддверии которого заводы спешно строят и лакируют выставочные образцы. Вот как выглядела «грузовая» экспозиция в нынешнем году.
ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ, что будет, если заводы привезут на выставку только серийные грузовики и автобусы — в том виде, в каком они попадают к дилерам? Уныло-серые ЗИЛы, КамАЗы и МАЗы, уазовские «буханки» защитного цвета, плохо покрашенные фургоны и самосвалы...
А так — хоть есть на чем взгляд остановить. Прототип на прототипе! Конечно, при этом не обходится без мелких конфузов. Сажусь в один из новеньких автобусов — чпок! Что это? «Заглушка из сиденья выпала. Не обращай внимания», — машут руками конструкторы. — «А почему лужа на полу?» — «Утром дождик был. Протекло...» У некоторых машин кое-как приделаны пластиковые панели, нажмешь — и все «дышит».
Чему удивляться? Многие выставочные машины сделаны «на коленке» и существуют в единственном экземпляре... Но — лучше поговорим о самих новинках.
ИНОСТРАНЦЫ
«КАПИТАЛИСТЫ»
На этот раз на автосалон прибыли четверо из «большой семерки»: Mercedes-Benz (включая автобусное подразделение Evo Bus), IVECO, Scania и MAN в паре с белорусским СП МАЗ-MAN.
Mercedes. Главная новость — снижение российских цен на фургончики и микроавтобусы. «Повелением свыше» установлены единые розничные цены для всех дилеров, и теперь самый дешевый фургон Vito 108CDI с растаможкой и НДС стоит примерно DM38000, Sprinter 208CDI — DM22600. Дилеры, правда, недовольны (их доход с каждой машины уменьшится), но шефа представительства Гаральда Шмида это не смущает: «Ничего! Зато они смогут продавать больше!»
MAN. В первый день работы выставки состоялась торжественная передача клиентам ключей от двух машин — первого в нашей стране тягача TG-A (его купила столичная фирма Интерлогистик) и одного из 50 самосвалов, поставленных ОАО Стройтрансгаз. Двадцать таких машин уже работают на месторождении Заполярное под Новым Уренгоем, тридцать были отгружены перед выставкой.
Учитывая актуальность строительной темы, за производство самосвалов взялся и МАЗ-MAN. На шасси с оригинальной рамой устанавливается серийный мазовский кузов вместимостью 10,5 куб. м; цена машины — $55300. Кроме того, МАЗ-MAN показал первый тягач, отвечающий нормам Euro 3 (цена — $51900).
IVECO. Помимо тягача EuroStar с новым двигателем Cursor 10 (до сих пор к нам поставлялся только EuroTech с таким мотором) дебютировал новый Daily с российским новым кузовом: его фургон собрал завод Мосдизайнмаш из бельгийского комплекта Aluvan. Несмотря на 30-процентный выигрыш в стоимости «будки», автомобиль получился недешевым. Его за $36000 приобрел отель «Мариотт».
Scania. Честь фирмы защищали два магистральных тягача (об одном, 580-сильном, мы уже рассказывали в прошлом выпуске) и роскошный лайнер Irizar хоккейной команды Динамо. Новый оранжевый «капотник», уже второй по счету в нашей стране, будет таскать цистерны.
International. Дилер фирмы, МБЛ Моторс, привез свой самосвал — из разряда «вот как это будет по-американски». Колесная формула 8х4, 550-сильный двигатель Caterpillar, грузоподъемность — 38200 кг, объем кузова — 32,8 куб. м. И цена соответствующая: всего-то $108000 за машину 1999 года... Ее владелец — асфальтобетонный завод из подмосковного Пушкино.
...И «СОЦИАЛИСТЫ»
Tatra. «Правда ли, что Tatra заключила крупный контракт с Мотовилихинским заводом на поставку спецшасси для установки залпового огня Смерч?» — задал я вопрос на пресс-конференции. — «Ну вот, журналисты знают все секреты...» — развели руками чехи.
Среди гражданских новостей — «суперарктическая» и еще более тяжелая версия носатого самосвала Jamal с 18-кубовым кузовом, которая вскоре отправится на испытания в Сусуман, возить уголь.
Кроме того, на выставку впервые приехал прославленный ас ралли-рейдов, победитель последнего ралли Париж—Дакар Карел Лопрайс. «Когда на одном из этапов у нас не хватало воды, мы долили в радиатор пять литров пива...» — рассказывал он. — «А еще-то пиво после этого осталось?» — поинтересовался я. — «Ну конечно! Литров десять!»
Karosa. У чешских автобусников, которые продолжают жить на северных заказах (самый крупный клиент — Сургутнефтегаз, где работает свыше 300 машин), тоже есть новости. Летом на Каросе заработал новейший комплекс катафорезной обработки кузова. По нашим данным, такими комплексами на сегодняшний день располагают три автобусных завода: Mercedes, наш ЛиАЗ, а теперь — и Karosa.
Кроме того, вскоре чехи начнут ставить на свои автобусы итальянский двигатель IVECO Cursor, отвечающий нормам Euro 3.
Ikarus. Перед самым началом выставки правительство Москвы подписало контракт на поставку предприятию Тушино-Авто очередных 300 машинокомплектов Ikarus-263 — на общую сумму $32 млн. Кредиты предоставляют венгерский Eximbank и несколько других банков. Предыдущий контракт, на 285 машин, был заключен в прошлом году.
А еще венгры мечтают продавать у нас троллейбус Ikarus 415 с электрооборудованием московского завода Динамо.
Взгляд из Германии
По приглашению Авторевю на Московский автосалон приезжал германский журналист Матиас Реке, работающий в известном издании Lastauto Omnibus («Грузовик и автобус»). Матиас был в Москве, да и вообще в России, впервые.
Когда мы сели в дребезжащий, плохо покрашенный троллейбус, Матиас с любовью заметил: «Старый конь борозды не портит. Ему, наверное, лет тридцать будет?» В ответ на это я невозмутимо прочитал на табличке у кабины водителя: «Год выпуска — 1994». Матиас онемел.
А недавно Реке прислал свою статью о Москве и автосалоне. Вот как она начинается.
«На гостей, впервые прибывших в Москву, сразу же обрушивается пульсирующая жизнь огромного города. Здесь многие одеты по последней моде, работают современные магазины и офисы, а зарубежные легковушки встречаются едва ли не чаще, чем Лады и Волги.
Все изменилось со времен социализма. Но — не грузовики. Кабины этих неуклюжих ветеранов с округлыми или угловатыми капотами настолько малы, что рослые водители вряд ли видят сигналы светофора. Шумные, слабые моторы (большинство, судя по характерному сладковатому выхлопу, — бензиновые); хрипящие дизели, скрежет при включении каждой передачи в КПП... Так сегодня выглядят ЗИЛ и ГАЗ, КамАЗ и МАЗ — неважно где, на стройке, магистрали или у дверей магазина».